Первый научный семинар-дискуссия
"Критическое мышление как предмет критики в истории русской и европейской мысли"
17 - 20 марта 2021 года

В рамках года науки и технологий в России
О мероприятии

Накануне славной даты трехсотлетия со дня рождения
Иммануила Канта (22 апреля 2024 года)
Балтийский федеральный университет, названный именем величайшего мыслителя Нового времени, начинает проект под названием «Критическое мышление как предмет критики в истории русской и европейской мысли».
Трёхлетний путь предполагает ряд мероприятий, первое из которых пройдёт 17-20 марта 2021 года
О программе
Первый мартовский семинар включает в себя три тематических секции.
В первой секции, посвящённой критике «Критики чистого разума», дискуссия будет строиться вокруг двух докладов: «Критическая философия Канта в свете критической теории Адорно» заведующего кафедрой философии РАНХиГС, профессора Института общественных стратегий МШУ «Сколково» Алексея Савина и «Хайдеггеровское истолкование «Критики чистого разума»: критика, интерпретация или полемика?» доцента Института философии СПбГУ, главного редактора международного журнала "Horizon. Феноменологические исследования" Натальи Артеменко.
Во второй секции прозвучат два доклада широко известных исследователей русской философской мысли. Доцент кафедры истории русской философии МГУ Борис Межуев представит доклад «Традиция контрпросвещения в русской мысли XIX века», а его коллега научный руководитель Центра исследований русской мысли Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта Андрей Тесля доклад «Радикальная революция» Герцена».
Заключительная секция семинара будет построена вокруг доклада руководителя проектных работ МШУ СКОЛКОВО, руководителя многолетнего семинара по методологии исследования Федора Александрова над названием «Критика исследовательского мышления» и доклада заведующего кафедрой теоретической социологии и эпистемологии, декана философско-социологического факультета Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) Виктора Вахштайна «Посткритическая социология: к военной истории идей»
О докладчиках и дискутантах
Среди лекторов семинара: Алексей Эдуардович Савин — заведующий кафедрой философии РАНХиГС, профессор Института общественных стратегий МШУ «Сколково»; Наталья Андреевна Артёменко — доцент Института философии СПбГУ, главный редактор международного журнала "Horizon. Феноменологические исследования"; Борис Вадимович Межуев — доцент кафедры истории русской философии МГУ; Андрей Александрович Тесля — научный руководитель Центра исследований русской мысли Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта; Фёдор Олегович Александров — руководитель проектных работ МШУ СКОЛКОВО, руководитель многолетнего семинара по методологии исследования; Виктор Семенович Вахштайн — заведующего кафедрой теоретической социологии и эпистемологии, декана философско-социологического факультета Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)
Среди участников дискуссий семинара: Нина Анатольевна Дмитриева — научный руководитель Академии Кантиана БФУ им. И. Канта; Сергей Николаевич Градировский — руководитель проектных работ образовательных программ Московской школы управления СКОЛКОВО, член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации; Павел Брунович Мрдуляш — профессор практики Института общественных стратегий МШУ СКОЛКОВО, член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации; Максим Ефимович Осовский — лидер школы «Графические методы в мышлении», Игорь Михайлович Чубаров — директор Института социально-гуманитарных наук Тюменского государственного университета, проректор, член редакционной коллегии журнала «Логос»; Лидия Викторовна Дмитриева — аналитик НОЦ перспективных исследований в области общественных и когнитивных наук Томского государственного университета; Игорь Злотников — фаундер Рижской методологической традиции (г. Рига, Латвия); Тимур Николаевич Щукин — эксперт Института общественных стратегий МШУ СКОЛКОВО и другие
О формате проведения
Первый день будет посвящен критике «Критики чистого разума» с позиций двух величайших мыслителей ХХ века — Адорно и Хайдеггера.
Второй день будет строиться вокруг русской критической мысли XIX столетия.
Третий день посвящен критике современного исследовательского мышления в двух его изводах: естественно-научном и социологическом.
В первой половине четвёртого дня семинара рабочая группа подводит итоги проведённого мероприятия и планирует последующие шаги в рамках трёхлетнего проекта.
Семинар предполагает участие обучающихся БФУ им. И.Канта. Они выступят в роли слушателей и дискутантов по предъявленным тезисам под руководством опытных модераторов - кандидата исторических наук, доцента Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта
Ильи Олеговича Дементьева и кандидата исторических наук Алексея Анатольевича Давиденко. В ходе семинара молодые дарования будут вовлечены в непосредственное общение и научную коммуникацию с ведущими учеными и мыслителями, что поможет им в разработке собственных проектов как результата научной дискуссии, а также в формировании собственных суждений по основным темам семинара.
По результатам семинара обучающимися будут подготовлены проекты по тематикам докладов, озвученных на семинаре.

Мероприятие проводится в очном формате в конференц-залах отеля "Волна" (г. Светлогорск, Калининградская область) с соблюдением актуальных санитарно-эпидемиологических правил.
ДОКЛАДЧИКИ ПЕРВОГО СЕМИНАРА
Наталья Андреевна Артёменко
к.ф.н., доцент Института философии СПбГУ,
с.н.с. РГПУ им А.И.Герцена, главный редактор международного журнала
"Horizon. Феноменологические исследования"
Борис Вадимович
Межуев
к.ф.н., главный редактор интернет-портала Terra America; ранее: главный редактор «Агентства политических новостей», заместитель главного редактора газеты «Известия»
Андрей Александрович Тесля
к.ф.н., руководитель центра исследований русской мысли БФУ им. И. Канта
Сергей Николаевич Градировский
руководитель образовательных программ Московской школы управления СКОЛКОВО, академический директор программы Master in Public Strategy,
член Экспертного совета при Правительстве РФ
Федор Олегович Александров
к.ф-м.н., руководитель проектных работ МШУ СКОЛКОВО,
руководитель многолетнего семинара по методологии исследования
Виктор Семёнович Вахштайн
к.с.н., руководитель Центра социологических исследований РАНХиГС и Международного центра современной социологической теории МВШСЭН (Шанинка)
Алексей Эдуардович Савин
д.ф.н., заведующий кафедрой философии РАНХиГС,
профессор Института общественных стратегий «Сколково»
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ
Виктор Вахштайн
«Посткритическая социология: к военной истории идей»
С момента зарождения социологии как дисциплины в ее эпистемологии сохранялось напряжение между двумя типами «критических установок». Одна возводит свою генеалогию к кантовской критической философии, а точнее – к ее переосмыслению в духе «лингвистического поворота». Объектом критики (как прояснения условий возможности социологического знания) в ней выступает язык социологической теории. Понятия, которыми мы пользуемся для концептуализации объектов исследования, – «класс», «гендер», «конфликт», «революция», «действие», «фрейм», «ассамбляж» – зачастую принадлежат разным языкам описания, но каждое из них задает горизонты возможных исследовательских действий. Язык остается первичной «средой корреляции» бытия и мышления (К. Мейясу). Вторая критическая установка, родившись из парадоксального синтеза идей неомарксизма и дюркгеймианства, сделала объектом критики «социальные условия, обстоятельства и механизмы» производства знания как такового. Здесь «средой корреляции» выступает само общество (при всех расхождениях в его концептуализации). Противостояние между «культурой рефлексии» и «культурой подозрения» вышло на новый уровень с появлением «третьей силы» – посткритической социологии: от акторно-сетевой теории Брюно Латура до объектно-ориентированной онтологии Грэма Хармана и теории ассамбляжей Мануэля Деланды. Что теперь является объектом социологической критики? И чем стала сама критика в посткритическую эпоху? Задача моего доклада – проследить историю этого эпистемологического противостояния.
Фёдор Александров
«Критика исследовательского мышления»
Парадокс ситуации в том, что сложившаяся логика научного исследования не может давать удовлетворительные ответы на ключевые вызовы современности. В то же время, исследования остаются основанием выработки политических, бизнес и инженерных решений. Вновь актуален вопрос о том, каковы границы исследовательского мышления и на что можно рассчитывать относительно научного знания? Данный вопрос может рассматриваться относительно нескольких фокусов критики исследовательского мышления: А. Логика исследовательского мышления, сложившаяся в работах Галилея и Ф.Бэкона и ее эволюция; Б. Критика научного знания в части конвенциональности (А.Пуанкаре), фаллибилизма (К.Поппер, Т.Кун, Э.Агацци); В. Научное исследование как становящееся, утверждающееся в социальной практике знание (Б.Латур). Как считает автор, разрешение парадокса лежит на линиях разлома технократического общества (наука и техника как идеология, Ю.Хабермас); превращении исследований в основание оформления социально-деятельностных и политических сообществ (гендерные, этнические и т.п. исследования); выдвижении и поиске новых оснований онтологических поисков, за пределами узко понимаемой исследовательской логики.
Наталья Артеменко
Хайдеггеровское истолкование
«Критики чистого разума»
Среди хайдеггеровских сочинений работа 1929 года «Кант и проблема метафизики» занимает особое место. Планируемая Хайдеггером в качестве одного из разделов второй части «Бытия и времени», она была призвана показать значимость проблемы обоснования: «<…> истолковать кантовскую „Критику чистого разума" как обоснование метафизики, чтобы тем самым представить „проблему метафизики" в качестве проблемы фундаментальной онтологии». В докладе будет произведена попытка дать критический анализ соответствующей "интерпретации", учитывая, что хайдеггеровская "критика" кантовского наследия есть образец не исторической, а систематической и методической полемики. Но именно поэтому она может послужить надежной опорой для более точного определения существа трансцендентально-феноменологических вопросов не только у Хайдеггера, но и у Канта.
#НатальяАртеменко #Хайдеггер #Кант
#БорисМежуев #Контр #Просвещение
Борис Межуев
«Традиция контр-просвещения
в русской мысли XIX века»

Критическое мышление исторически связано с проектом Просвещения, которое поставило критический подход во главу угла. Но само Просвещение основывается, как известно из знаменитого эссе Канта 1784 года, имеет в своей основе предпосылку о достижении самим человеком своего совершеннолетия, что выражается в его способности самим пользоваться своим умом. Сама идея совершеннолетия "просвещенного человека" была немедленно — после событий Французской революции — поставлена под сомнение философами, которых бы автор отнес к течению контр-модерна. Контр-модерн основывается на столь же догматическом представлении о неполной зрелости, своеобразном несовершеннолетии человека, который еще не в состоянии удовлетворительно пользоваться самим умом без помощи людей или институтов, как бы более продвинутых в сторону будущего, если угодно, более "взрослых" в метафизическом смысле этого слова. Такая традиция контр-модернистского мышления имела хорошую историю в России, где ее утвердил и развил французский мыслитель Жозеф де Местр, долгое время пребывавший в России в качестве посланника сардинского короля. Затем мышление в духе контрмодерна получило блестящее развитие в России в работах П.Я. Чаадаева, Ф.И. Тютчева и Вл. Соловьева. Любопытным образом, будучи западническим по своим истоком течением русский контрмодерн в конечном итоге вливается в прямо противоположную традицию русского либерализма. Тем не менее в современном либерализме есть и модернистские и контрмодернистские черты. Проблема, однако, в том, что критический подход к критическому мышлению выявляет изначальную посылку, которая держится исключительно на вере — считать или не считать современного человека взрослым и существуют ли в окружающем мире некие институты или социальные образования, более "взрослые", чем те, что приписывают сами себе статус современности?
Алексей Савин
«Критическая философия Канта
в свете критической теории Адорно»

В докладе раскрывается определяющее значение «Критики чистого разума» Канта для формирования идеи критической теории Франкфуртской школы в ее философски наиболее радикальной – адорнианской – версии. Показано, что уразумение внутренней противоречивости кантовской философии у Адорно задает генеральную линию развития критической теории. Выявляется специфика адорнианского осмысления идеи критической философии Канта: трактовка вещи-в-себе как концепта запрещающего отождествление бытия и понятия (Block), а трансцендентальной философии как «ничьей земли» (Niemandsland). Демонстрируется, что эта интерпретация критической философии Канта и экспозиция ее внутренней противоречивости выступает, с одной стороны, отправным пунктом критики идеализма и в особенности идеалистической диалектики Гегеля и гегельянского марксизма, в духе марксовой критики идеологии, с другой – ведет к трактовке трансцендентальной философии как движущей силы освободительного движения.
#АлексейСавин #Адорно #Кант
ПУБЛИКАЦИИ В СМИ
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ
Первый научный семинар-дискуссия проводился в Отеле - пансионате "Волна"
Калининградский пр., 68б,
Светлогорск, Калининградская обл., 238560
ОРГКОМИТЕТ ПЕРВОГО СЕМИНАРА
Аккредитация СМИ:

Александра Титова
Телефон: +7 911 463 23 39
E-mail: amartyanova@kantiana.ru

Организационные вопросы:

Анна Валерьевна Белова
Телефон: +7 911 457 26 46
E-mail: ABelova@kantiana.ru

Иван Алексеевич Костенков
Телефон: +7 906 235 35 98
E-mail: IKostenkov@kantiana.ru

Дара Владимировна Гаева
Телефон: +7 911 465 14 71
E-mail: DGaeva@kantiana.ru