ОТ КЁНИГСБЕРГА —
К КАЛИНИНГРАДУ

Восстановление и архитектурное развитие города в период интенсивного заселения края

(Александра Петровна Прохоренкова)
Цит. по: Восточная Пруссия глазами советских переселенцев. Калининград, 2003. С. 138.

Из руин и пепла создавали
Наш любимый город и родной.
Мы тогда усталости не знали
И не знали слова «выходной»
Из песни «В славном сорок пятом»
(слова — Л.Н. Колбасенко,
музыка — П.С. Турчанинов, 1954 г.)

В славном сорок пятом
Ты пришёл солдатом
К берегам Прибалтики —
Русский человек,
И сказал: «Довольно!
Чтобы не быть войнам,
Пусть земля советская
Будет здесь навек!»
Москвичи, куряне,
Псковичи, смоляне —
Мы в труде не ведали
Никаких преград.
Отдыха не знали,
Из руин подняли
Новый русский город —
Наш Калининград.

Разрушенный город

В годы Второй мировой войны Кёнигсберг подвергся серьёзным разрушениям, главной причиной чего послужили бомбардировки города английской авиацией в августе 1944 г., практически полностью уничтожившие его исторический центр. Часть сооружений была превращена в развалины во время штурма Кёнигсберга в апреле 1945 г. Менее пострадали окраинные районы, избежавшие крупных уличных боёв и артобстрелов. Согласно данным военных комендатур, которые приводит в своей кандидатской диссертации Е. С. Манюк, центр города был разрушен на 90%, а окраины пострадали в среднем на 60%.

Восстановление Кёнигсберга, который 4 июля 1946 г. был переименован в Калининград, стало первоочередной задачей, решение которой нельзя было откладывать. При этом взору прибывавших на новую советскую землю переселенцев представала страшная картина — город буквально лежал в руинах.
Когда я прилетела, меня Саша (прим. — жених М. С.) встретил на машине. Мы из аэропорта поехали в Кёнигсберг. Мы так долго ехали, что я не выдержала: «Господи, когда же мы в город-то приедем?». Тогда Саша повернулся и сказал: «Мы уже десять минут по городу едем». Батюшки мои! Города не было! Одни развалины. Только кое-где вились дымки. Это были немцы. Они жили в этих развалинах. О водопроводе и электричестве оставалось только мечтать. Трамвайные пути разбиты. «Как тут можно жить?», — подумала я.
Из воспоминаний Манефы Степановны Шевченко (приехала в 1945 году)
Восточная Пруссия глазами советских переселенцев. Калининград, 2003. С. 65.
От вокзала до центральной площади не было ни одного целого дома — стояли высокие обгоревшие остовы зданий, иногда две-три стены, а впереди возвышались руины Королевского замка. Впечатление такое, что это — мертвый город: скелеты домов, груды кирпичей и следы пожаров.
Из воспоминаний Александра Сергеевича Штучного (приехал в 1947 году)
Восточная Пруссия глазами советских переселенцев. Калининград, 2003. С. 133.
Первое ощущение удручающе жуткое. Это был август сорок восьмого, а люди навстречу не попадались. Завалы, остовы зданий. В центре города все разворочено. Удивились, когда увидели несколько неразрушенных зданий, встретили людей... Значит, не так уж страшно.
Из воспоминаний Алексея Николаевича Соловьёва
Восточная Пруссия глазами советских переселенцев. Калининград, 2003. С. 65.
Но ещё во время войны, в начале мая 1945 г., командующий 11-й гвардейской армией К. Н. Галицкий на военном совете выдвинул инициативу о возведении в Кёнигсберге памятника, который увековечил бы подвиг советских солдат. Восьмого мая 1945 г. им был подписан приказ «Об увековечении памяти погибших бойцов и офицеров в боях за город Кёнигсберг». Для подготовки мемориала из Москвы были приглашены архитекторы И. Д. Мельчаков и С. С. Нанушьян, а из Литвы — группа скульпторов, которую возглавлял Ю. Микенас. Работа велась быстрыми темпами, и уже 30 сентября 1945 г. состоялось открытие Памятника 1200 воинам-гвардейцам, ставшего первым советским памятником в Кёнигсберге и первым в Советском Союзе мемориалом в честь воинов, павших в боях Великой Отечественной войны.

Из статьи «Памятник героям-гвардейцам»
в газете «Правда» от 3 октября 1945 года

Теперь город расчищен. Ведётся огромная восстановительная работа. Восстанавливается множество предприятий, некоторые здания. Город уже получает свет от своей электростанции, приводится в порядок водопровод. На железнодорожную станцию прибывают поезда, работает автобусная линия. Начал давать продукцию целлюлозно-бумажный комбинат. Идёт трудовая жизнь в речном порту — на днях выходит морем в Ленинград караван из 20 самоходных барж. Открыты средняя школа, Дом офицера, где имеется киноустановка. Жизнь возвращается в город. Это новая жизнь.

За её победу пали в боях герои, погребённые под гранитными плитами только что открытого памятника.

Торжественен был день открытия монумента. В спокойном величии высится он над городом. Накануне мы видели этот скорбный обелиск при свете звёзд, в сосредоточенном безмолвии ночи. Теперь мы увидели этот торжествующий обелиск бессмертной славы при слепящем свете лучей животворного солнца.

Перед памятником выстроились части, построенные для парада в честь его открытия. Все участники парада — герои кёнигсбергского штурма.

От разбора завалов к восстановлению промышленных предприятий

Прежде чем приступить к широкомасштабному восстановлению зданий, было необходимо разобрать завалы. К этому привлекали остававшихся в городе немцев, советских военных и переселенцев — как взрослых, так и детей. За учреждениями, учебными заведениями закреплялись определенные участки улиц и кварталов. Люди трудились самоотверженно, помогая разбирать руины после рабочего дня или же в выходные. Эта деятельность была крайне рискованной — ещё в 1948 г. в Калининграде оставалось около 500 зданий, которым грозило обрушение. Город таил и другую опасность: многочисленные неразорвавшиеся мины и снаряды.
Однажды женщину убило у кинотеатра «3аря». Это случилось средь бела дня. Женщина шла по улице, неся в руках бидончик молока и авоську с продуктами. Вдруг стена обвалилась, и эту женщину разрубило упавшей балкой пополам. Было жутко. Потом еще один случай был. Это на улице Клинической, напротив областной больницы. Военные оцепили весь участок и никого туда не пускали. Чтобы обрушить стену, ее обвивали толстым канатом, цепляли к бульдозеру и тянули. А в то время по этой улице ходили трамваи. Одной вагоновожатой было невмоготу ждать, и она сказала военным, что успеет проскочить. Те ее не пускают, а она им свое твердит. И вот она «проскочила». Первый-то вагон успел, а на второй упала стена, и сорок человек — как не было!
Из воспоминаний Надежды Архиповны Пискотской
Восточная Пруссия глазами советских переселенцев. Калининград, 2003. С. 134.
Я участвовала в разборке Центрального гастронома. Он был наполовину обвален. Мы первый этаж разбирали, мусор выносили, а было его видимо-невидимо. Потом на трупы наткнулись. Много народу побито было. Наверное, бомба упала. Трупы-то уже смердят, так мы платками, кто чем, закутаемся, вилы, лопаты в руки — и на носилках выносили.
Из воспоминаний Нины Моисеевны Вавиловой
Восточная Пруссия глазами советских переселенцев. Калининград, 2003. С. 136.
Изначально ответственными за восстановление города были военные, но постепенно появлялись специализированные гражданские структуры. В апреле 1946 г. при Управлении по гражданским делам был организован Калининградский городской отдел коммунального хозяйства, в ведении которого оказались коммунально-бытовые предприятия и жилые дома. В сентябре того же года появился отдел архитектуры, руководителем которого стал Пётр Васильевич Тимохин; а в августе 1947 г. было организовано Управление главного архитектора города Калининграда. Его возглавил Дмитрий Константинович Навалихин.

Навалихин Дмитрий Константинович

1911—1991

Кандидат архитектуры, профессор, член Союза архитекторов СССР. В 1936 году окончил Ленинградский институт инженеров коммунального строительства по специальности «архитектор». После этого обучался в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств им. И. Е. Репина. В первые месяцы Великой Отечественной войны сначала трудился на маскировке особо важных объектов Москвы, затем был призван в ряды Красной армии. Обеспечивал чертежное оформление всей боевой инженерной документации по минно-взрывным заграждениям, переправам, дорогам, мостам, оборонительным сооружениям, был награждён «Медалью за боевые заслуги».

В 1947 году завершил обучение в аспирантуре, в этом же году стал главным архитектором Калининграда (до 1953 года). В 1955 году возглавил Областной отдел по делам архитектуры. Кроме того, был депутатом городского совета (1951−1957). Автор первого генерального плана восстановления Калининграда и проекта реконструкции городского центра. В 1957 году перебрался в Челябинск, где занимался преподавательской деятельностью в политехническом институте. С 1961 года работал в Москве, руководил рядом крупных архитектурных проектов. Неоднократно посещал Калининград, возглавлял проект «Охрана памятников культуры города Калининграда».
Пристальное внимание уделялось воссозданию промышленной базы. Уже в ноябре 1945 г. в Кёнигсберге функционировали мясокомбинат, мелькомбинат, пивоваренный завод, два хлебозавода, два спиртзавода, швейно-обувная фабрика. Помимо промышленных предприятий и жилых домов открывались школы, детские сады, больницы и магазины, развивалась транспортная сеть.
11 мая 1945
11 мая 1945
Начаты работы по восстановлению целлюлозно-бумажного комбината в Кёнигсберге.
8 октября 1945
8 октября 1945
В Кёнигсберге открыт первый советский аэропорт на месте бывшего немецкого аэропорта Девау. Во время войны здание аэровокзала было полностью разрушено, повреждены ангары, летное поле изрыто воронками от бомб и снарядов. Восстановительные работы позволили создать аэропорт и открыть первую авиалинию Москва-Кёнигсберг-Берлин.
22 октября 1945
22 октября 1945
Вышло постановление Военного Совета Особого военного округа о мероприятиях по восстановлению водопровода в Кёнигсберге.
30 апреля 1946
30 апреля 1946
Первую продукцию (пять 20-тонных саморазгружающихся вагонов) выпустил Кёнигсбергский вагоностроительный завод. Строгальщик завода В. В. Дюков, удостоенный впоследствии звания «Герой социалистического труда», вспоминал: «Прибывающее оборудование, металл, литье было невозможно подать на территорию завода: не было железнодорожных путей. Со станции к месту сборки узлов нашего первого двадцатитонного вагона-самосвала металл тянули веревками. Сборку вели вручную прямо на земле. Сутками не уходили домой, в общежитие».
6 июня 1946
6 июня 1946
Организована строительно-монтажная контора по проведению подготовительных работ к восстановлению трамвайного хозяйства города Кёнигсберга.
6 июля 1946
6 июля 1946
На базе Центральной немецкой больницы началась организация областной больницы. В отчете о её работе за 1946 г. отмечалось: «Центральное отопление не работает из-за отсутствия топлива — угля. Его заменяют печи-времянки, железные. Таких печей стоит 540, отапливаются они дровами… Основное здание и его пристройки частично разрушены и требуют капитального восстановления. Все подсобные хозяйственные помещения, расположенные вокруг, полностью выведены из строя».
10 сентября 1946
10 сентября 1946
В Калининграде открылось автобусное движение. Автобусы ходили от Южного вокзала до площади Победы и от ул. А. Невского до ЦБК-1.
Большим подспорьем в деле реконструкции города стало Постановление Совета Министров СССР «О мерах помощи городскому хозяйству» от 21 июля 1947 г., согласно которому предполагалось развернуть масштабное восстановление жилого фонда и инфраструктуры.

Статья «Отстроены новые дома» в газете «Калининградская правда»
от 1 мая 1947 года

«Калининградские строители подвели итоги работы за апрель. За это время работники Управления строительно-восстановительных работ № 230 сдали в эксплуатацию 2540 квадратных метров жилой площади.

В последние предмайские дни работа шла особенно напряжённо. Отстраивался многоквартирный дом для судостроителей. Закончена отделка 10 индивидуальных одноквартирных домов. Первого мая лучшие производственники судостроительного завода отпразднуют новоселье в новых удобных квартирах.

Хорошо поработали бригады каменщиков тов. Панарина, плотников — тт. Мартынюк и Лунева, штукатуров — тов. Суседина. Каждая бригада перевыполнила апрельское задание в два раза».
Калининградский трамвай, 1940-е гг.

Из статьи «Новый вокзал вступил в строй» в газете «Калининградская правда» от 4 ноября 1949 года

«…Медленно подходит к перрону поезд. Собравшиеся аплодисментами приветствуют машиниста Клайпедского депо Петраса Полубайтиса, которому выпала честь провести на новый калининградский вокзал первый поезд.

Тотчас же прибывшие пассажиры услышали предупредительный голос диктора вокзального радиоузла. Он объявил, что в здании вокзала открыта камера хранения ручного багажа, имеются почта и телеграф, телефоны-автоматы, буфет, киоск „Союзпечати“.

К приходу рижского поезда к вокзалу были поданы трамваи, автобусы и такси. Весь этот транспорт двинулся к городу кратчайшим путём — по улице Маяковского, через новые мосты, только что сданные в эксплуатацию коллективом треста „Дормостстрой“.

С сегодняшнего дня поезда Москва — Калининград, Рига — Калининград, Вильнюс — Калининград и некоторые другие прибывают и отправляются с центрального вокзала».

Несмотря на определенные успехи, достигнутые в первые годы существования области, решение жилищной проблемы продвигалось медленными темпами. Сохранившиеся здания хаотически заселялись переселенцами, уцелевшие дома обустраивались за счет соседних зданий, превращавшихся в своеобразные «каменоломни». При освобождении зданий и передаче их гражданским учреждениям военные нередко снимали и увозили с собой отопительные приборы, двери и окна. Не хватало квалифицированных инженеров, архитекторов и строителей, была утрачена большая часть немецкой технической документации, использование которой позволило бы существенно ускорить восстановительные работы. Наконец, ощущался постоянный недостаток материальных ресурсов. Местная строительная промышленность только создавалась, полученные при разборе завалов и руин кирпич и камень в основном отправлялись на восстановление других городов СССР, из города вывозились строительные конструкции, элементы декора, механизмы. К концу 1948 г. из 6 млн квадратных метров довоенного жилого фонда Кёнигсберга сохранилось или было восстановлено около 1,5 млн, ещё около 2,5 млн квадратных метров подлежало восстановлению, остальные жилые здания были определены под снос.

Объективные проблемы приводили к экономии: упрощалась планировка сооружений или замуровывались лишние окна, в некоторых случаях здания восстанавливали частично — только первые этажи или отдельные помещения. Некоторые проекты после рассмотрения отделом архитектуры отправлялись на переработку, поскольку для их осуществления предполагалось использование столь дефицитных для Калининграда деревянных междуэтажных перекрытий, перегородок и шиферной кровли. Качество выполняемых работ иногда также вызывало вопросы, о чём говорили и сами архитекторы.
Из Протокола № 1 общего собрания архитекторов г. Калининграда

8 сентября 1948 г.


«Архитектор Тимохин предложил собравшимся высказаться о деятельности архитекторов в Калининграде, о недостатках нашей работы, вскрыв их.

Инженер Тян говорил о том, что архитектурная общественность не живет общими интересами, редко происходят совместные встречи. Это обстоятельство не способствует созданию тесного сплоченного коллектива.

Много имеется недостатков в проектировании. Архитекторы работают без архипланировочных заданий, ибо последние если и выдаются, то носят не конкретный характер.

Не ведется авторский надзор за строящимися объектами, и прежде всего потому, что авторский надзор еще не получил право на жизнь.

В городе либерален стройконтроль, в результате чего — плохое качество работ.

Архитектор Закаменный сказал, что будущее лицо измененного нового города он видит в создании ярких перспектив, архитектурных акцентов большей значимости и эмоциональной насыщенности. Сплошное изменение „прусского лица города“, о котором говорилось здесь, — малозаметный, недейственный и, подчас, невозможный метод. Трагедия города в хаосе его восстановления, и неправ товарищ Тян, бросающий обвинения главному архитектору города о некачественности архитектурно-планировочных зданий, так как Управление главного архитектора на настоящий момент не имеет ни разработанных, ни утвержденных схем планировки первой очереди и застройки магистралей.

Архитектор Навалихин подтвердил, что хаотическое восстановление города действительно создает положение достаточно трагичное. Управление главного архитектора только в настоящее время получило разрешение и приступило к составлению схемы планировки первой очереди.

Очень большое количество объектов в настоящее время строится без техдокументации, без заключения Архитектурного Совета. Стройконтроль недостаточно строг, а почти полное отсутствие авторского надзора приводит к плохому качеству работ. Уже давно назрела необходимость организации архитекторов города — создание отделения союза».


ГАКО. Ф. Р-522. Оп. 1. Д. 3. Л. 1−3.

Формирование нового городского центра

5 июня 1947
5 июня 1947
Завершилось восстановление параллельной линии электропередач ГРЭС № 2 — центральной подстанции, обеспечивавшей круглые сутки промышленным током города Калининград, Советск, Черняховск, Рагнит, Балтийск, Полесск.
10 сентября — 10 октября 1947
10 сентября — 10 октября 1947
В соответствии с Постановлением ЦК ВЛКСМ, в области проведен месячник по строительству спортивных площадок при семилетних и средних школах и ремонту спортивных залов. За время месячника построены и восстановлены 51 спортивная площадка и 5 спортивных залов.
4 ноября 1948
4 ноября 1948
Досрочно завершено восстановление моста, связавшего центр Калининграда с Балтийским районом. 6 ноября по мосту был пущен трамвай до кинотеатра «Родина» с остановкой у Южного вокзала и началось регулярное автомобильное движение.
10−12 февраля 1950
10−12 февраля 1950
Состоялась конференция областной партийной организации. В отчетном докладе были подведены итоги развития областной экономики в 1948—1949 гг. В частности, отмечалось: «введено в строй 81 новое предприятие государственной и кооперативной промышленности…, восстановлены паровозные и вагонные депо, первая очередь Калининградского пассажирского вокзала, 13 мостов и путепроводов».
20 мая 1951
20 мая 1951
На Театральной площади Калининграда у памятника Ф. Шиллеру восстановлен фонтан.
Август 1951
Август 1951
В Калининграде начались работы по восстановлению уличных газовых сетей, велись работы по установке внутриквартирных газопроводов и газового оборудования на кухнях калининградских квартир.
В качестве главной магистрали возрождаемого города был выбран Сталинградский проспект (сейчас — проспект Мира), который менее других крупных улиц был разрушен во время войны. Здесь располагались важные административно-общественные учреждения и предприятия.
Из докладной записки главного архитектора Калининградского областного отдела коммунального хозяйства П. В. Тимохина начальнику Управления по гражданским делам Кёнигсбергской области В. А. Борисову о восстановлении и реконструкции Кёнигсберга

24 июня 1946 г.

«Центр города необходимо наметить, исходя из наилучшего обслуживания населения города, учитывая исторически сложившиеся условия города Кенигсберга, в котором центр города ныне разрушен настолько, что вряд ли подлежит восстановлению, а если встанет необходимость его восстановления, то потребуется не один десяток лет. Мне думается, что бывший центр города надо оставить в таком виде, как он есть, сохранив его как памятник ПОБЕДЫ в ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941–1945 гг. над немецким фашизмом.

Центр города наметить на месте ныне существующей базарной площади, т. к. место это является центральным, на котором пересекаются наиболее поточные трассы, соединяющие между собой город со всеми прилегающими к нему городскими районами, т. е. трассы Луизеналлее и Хагенштрассе».


ГАКО. Ф. Р-520. Оп. 1. Д. 2. Л. 1–1 об.

Здание Обкома ВКП (б) и Облисполкома. Сталинградский проспект, 1940-е гг.
В целом перед архитекторами была поставлена предельно чёткая задача: полностью реконструировать и перестроить старый город, поскольку сохранившиеся немецкие сооружения «не отвечают советским архитектурным и градостроительным традициям» и «вступают в противоречие с новым социалистическим содержанием». Подобную позицию в этот период времени занимал и главный архитектор города Д. К. Навалихин, призывавший к «изгнанию прусского духа».
Из Приказа № 195 Управления по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР от 13 мая 1948 г.

«…Нужно при всей скромности средств добиваться решительного преобразования всего характера застройки, чтобы вытравить из нее дух пруссачества и утвердить нашу советскую культуру в архитектурном пейзаже. Нужно преодолеть и вытравить мрачный воинственный дух прусской архитектуры с ее чрезмерными формами подслеповатых окон и стен, громоздких островерхих крыш. Вместо него должна прийти легкая жизнерадостность форм и приветливость облика».


ГАКО. Ф. Р-520. Оп. 1. Д. 8. Л. 14.

Цит. по: Манюк Е.С. Д. К. Навалихин — главный архитектор Калининграда // Время Музея: сборник статей. Калининград, 2018. Вып. 1. С. 413.

Города Калининградской области и город Калининград являются большим резервом для покрытия недостатка в кирпиче. По предварительным подсчётам, только по городу Калининграду можно получить от разборки разрушенных зданий около 2-х миллиардов штук кирпича
Из письма П. В. Тимохина в ЦК ВКП (б)
Цит. по: Костяшов Ю. В. Секретная история Калининградской области. Очерки 1945−1956 гг. Калининград, 2009. С. 48.

Из статьи инженера Н. Дыховичной
«Неотложные вопросы восстановления и планировки Калининграда»
в газете «Калининградская правда» от 30 июля 1947 года

«Восстановление Калининграда ставит перед архитекторами и инженерами особенно сложные задачи, отличающиеся от задач восстановления других городов Советского Союза, разрушенных во время немецкой оккупации.

Калининград требует не только восстановления, но и реконструкции в духе советской идеологии, советских принципов планировки и проектирования городов, искоренения „прусского духа“…»

Из статьи Д. К. Навалихина «Будущее города» в газете «Калининградская правда» от 15 мая 1948 года

«Однако было бы неправильно думать, что при восстановлении нового Калининграда будет возрождаться разрушенный Кёнигсберг в его первоначальном виде. Требования, которые предъявляет наш советский человек своему социалистическому городу значительно выше тех принципов и норм, которые приняты в капиталистических странах.

Наш город будет иметь хорошо продуманную и технически обоснованную районную планировку. Промышленные и жилые территории, парковые, зелёные массивы, широкие и благоустроенные магистрали и площади, красиво отстроенные, правильно расположенные, создадут трудящимся все условия для продуктивного труда и культурного отдыха.

Всем этим требованиям не удовлетворяла и не могла удовлетворять старая планировка и старая архитектура. Поэтому задача архитекторов, инженеров и проектировщиков сейчас заключается в том, чтобы полностью удовлетворить законные требования, предъявляемые к ним, жителями Калининграда.

<…>

Новый социалистический город Калининград должен быть и будет одним из красивейших городов Советского Союза».

Прогулка по Сталинградскому проспекту

Каким был главный проспект областного центра (нынешний Проспект мира) во второй половине 1950-х гг.

По адресу «Сталинградский проспект, 1−3» располагалось несколько строений. В самом крайнем не восстановленном здании проживали переселенцы. В 1950-е гг. его предполагалось восстановить в качестве детской библиотеки, но строительные работы стартовали лишь в начале 1960-х гг., когда здание было передано Калининградскому отделению Института океанологии.

В здании бывшего немецкого архива, которое начали восстанавливать в 1947 г., расположилась библиотека. За год строение остеклили на 60%, частично выложили кирпичом стены, оштукатурили и вскоре библиотека приняла своих первых читателей.

Напротив библиотеки, в бывшем здании Верховной дирекции почт, в 1947—1948 гг. мог расположиться Дом Советов (Обком и Горком ВКП (б)), однако в итоге его передали под штаб Балтийского флота.
Самый запоминающийся сквер на Сталинградском проспекте появился в 1950-е гг. Фонтан со скульптурой «Дружба народов» был открыт в 1954 г.
Вид на фонтан возле Калининградского областного драматического театра, не ранее 1957 г.
Единственный сохранившийся с довоенного периода памятник, изображающий человека, — памятник Ф. Шиллеру — серьезно пострадал во время штурма и до реставрации 1952 г. простоял с глубоким «ранением» в левое плечо. Примечательно, что у памятника в апреле 1945 г. было образовано стихийной кладбище советских воинов (позже оно было ликвидировано). Вместе с устранением следов войны на постаменте появилась и надпись на русском языке, а позже — и годы жизни драматурга.
Памятник Ф. Шиллеру, 1949 г.
Здание будущего драматического театра у поворота проспекта получило существенные повреждения во время штурма города. Уже с 1947 г. разрабатывались планы восстановления здания, но в реальности строительные работы начались лишь в 1954 г.

Из интервью авторов проекта здания Калининградского театра,
опубликованного в газете «Калининградская правда» (номер от 1 ноября 1953 года)

«Для нового Калининградского драматического театра будет реконструировано и восстановлено бывшее театральное здание, находящееся на Театральной площади. Новое здание театра будет и по внешнему облику, и по внутреннему оборудованию коренным образом отличаться от старого немецкого сооружения.

Здание Калининградского театра представляет собою правильный прямоугольник. Его главный фасад, оформленный в виде шестиколонного портика, будет обращен в сторону площади Победы.

Четырнадцатиметровые колонны, входная лестница, площадки главного входа и цоколь здания облицовываются розовым полированным гранитом. Портик главного фасада завершится тремя скульптурными группами. В головной части здания, на уровне капителей колонн, проходит лепной фриз. На его медальонах — барельефы великих писателей и драматургов. Все здание венчается лепным карнизом. Стены облицовываются цветной штукатуркой под светлый естественный камень.

От главного входа в вестибюль театра ведет широкая лестница, облицованная белым мрамором. Стены вестибюля и фойе театра отделываются искусственным мрамором, пол в вестибюле — мозаичный из цветной плитки, в фойе — из паркета специального рисунка.

Зрительный зал театра будет иметь партер, ложи бенуара и два яруса, всего — на 1040 мест.

Потолок зрительного зала и фойе богато оформляется орнаментами и живописью. Стены зала и барьеры ярусов украшаются лепкой и подвесными бронзовыми бра с хрусталем и цветным стеклом. Основное освещение зрительного зала дает 4-метровая люстра, выполненная из бронзы, хрусталя, цветного и матового стекла.

Мебель в зрительном зале — мягкая.

Проектом предусмотрены максимальные удобства не только для зрителей, но и для артистов. В театре будет 15 артистических уборных, рассчитанных на 74 человека, душевые, две комнаты ожидания выхода на сцену, гримерные, фойе артистов, красный уголок, библиотека и читальный зал, два зала для репетиций и все необходимые служебные помещения, включая мастерские.

Сцена театра также будет оборудована с максимальными удобствами для быстрой смены декораций. Ее вращающийся круг будет иметь диаметр в 11,5 метра.

Общий объем здания — 46 тысяч кубических метров, стоимость строительства — около 13 млн рублей».

Наиболее заметного декоративного оформления удостоился ансамбль входа в зоопарк. В 1948 г. его украсили бетонные скульптуры львов («Лев с добытым кабаном» и «Львица и львята»), а в конце 1950-х гг. появились и остальные 6 скульптур (моржа, пингвина, медведя, горного козла, сипа и леопарда).
Треугольник между восстановленным стадионом «Пищевик» (впоследствии «Балтика»), зоопарком и открытой в 1952 г. самой крупной в Калининграде гостиницей «Москва» был временным центром города. Это подтверждает и наличие в сквере у гостиницы главной — областной — доски почета города.

Из статьи К. Ижорского «Новая гостиница в Калининграде» в газете «Калининградская правда» от 19 сентября 1952 г.

«Гостиница имеет 96 номеров, из них три — двухкомнатные „люксы“. Номера рассчитаны на одного, двух, трех и пять человек. <…>.

Стены комнат, гостиных и коридоров окрашены в мягкие светлые тона. В каждом номере — письменный стол с настольной лампой, никелированные или деревянные кровати, шифоньеры для платья, на окнах — гардины. В одноместных, двухместных номерах и в „люксах“ будут установлены телефонные аппараты. Кроме того, в коридорах каждого этажа будут телефоны общего пользования. Все комнаты намечено в ближайшее время радиофицировать.

На каждом этаже имеются уютно обставленные гостиные и по пять ванных комнат.

В новой гостинице будет оборудована комната матери и ребёнка, намечено открыть портновскую и сапожную мастерские, отделение почты и телеграфа, сберегательную кассу, парикмахерскую. В дальнейшем при гостинице откроется большой ресторан».

Из отчета Калининградского горкома партии от 17 июля 1952 г. о восстановлении Сталинградского проспекта

«Восстановлено около 930 км ограждений набережной реки Преголя, устроено ограждение вокруг городской Доски почёта, где посажено около 340 кустарников, 3000 шт. цветов; проведена окраска фасадов зданий, устроено 600 п/м (погонных метров) палисадников, всего в районе посажено 3600 кустарников. Проведены работы по благоустройству стадионов».
Скитальцев Е. Н. «Калининград строится», 1950 г. (из фондов Калининградского областного историко-художественного музея).
Вид на Сталинградский проспект (ныне — возле здания на пр. Мира, 32), 1950-е гг.
На проспекте размещалось немало культурно-досуговых учреждений, в том числе и «Заря» — один из первых кинотеатров города. Она открывалась дважды: 7 ноября 1947 г. и в начале ноября 1948 г. Скорое закрытие кинотеатра объяснялось необходимостью капитального ремонта, восстановлением второго яруса и пристройкой дополнительной площади. Но зато в 1948 г. «Заря» стала позиционироваться как «лучший кинотеатр Калининграда». На втором этаже кинотеатра были размещены концертный и читальный залы, комната отдыха и буфет.

Из статьи Ю. Спиридонова «Лучший кинотеатр Калининграда» в газете «Калининградская правда» от 17 ноября 1948 г.

«Цветные неоновые огни очерчивают в сумерках фасад здания. Над входом такая же неоновая надпись „Заря“. Совершенно неузнаваемым стало помещение кинотеатра после капитального ремонта и достройки верхних этажей. Недаром посетители говорят, что „такой кинотеатр не стыдно иметь и в столице“.

К услугам зрителей очень уютный читальный зал с хорошо подобранной периодической литературой. Здесь можно почитать свежий номер журнала или центральную газету. Организована продажа книжных новинок.

Перед началом сеансов зрители могут послушать концерт оркестра легкой музыки».
В 1951 г. у «Зари» появился филиал в клубе целлюлозно-бумажного техникума Калининграда. Там демонстрировались те же фильмы, что и в кинотеатре. В 1950-х гг. кинотеатр стал занимать фестивальную нишу. Например, 21 апреля 1955 г. в нем проходил фестиваль польских фильмов. Фестиваль был посвящен десятилетию подписания Договора о дружбе.

Из статьи «Фестиваль польских фильмов в Калининграде» в газете «Калининградская правда» от 22 апреля 1955 г.

«Фасад кинотеатра «Заря» в Калининграде украсился государственными флагами Советского Союза и Польской Народной Республики. <…>. Одновременно фестиваль польских кинофильмов проводился в городском Доме культуры и клубе железнодорожников Калининградского узла. Были показаны кинокартины: «Варшавская премьера», «Непокорённый город», «Первые дни», «Юность Шопена», «Моё сокровище», «Дороги жизни», «Под фригийской звездой», «Дело, которое нужно уладить».

Перед кинозрителями выступили лекторы Общества по распространению политических и научных знаний. Они рассказали о великом союзе и дружбе СССР и Польской Народной Республики.

Были также прочитаны лекции на темы: «Развитие польского киноискусства в послевоенные годы» и «Развитие киноискусства в странах народной демократии».
Еще одной «культурной» новостройкой стало здание клуба рыбаков. Не все проектные замыслы архитекторов были реализованы, но отличительная черта фасада — монументальная колоннада — заняла свое место. Открытие клуба произошло в 1957 г., и вскоре учреждение было переименовано в «Дом культуры рыбаков» (ныне — Музыкальный театр).
Дом культуры рыбаков. Открытка, 1957−1958 гг.
Первые этажи многих зданий вдоль проспекта были заняты знаменитыми магазинами. Так, на самом фотогеничном повороте проспекта в доме 33/35 в 1952 г. был открыта рыбная лавка, ставшая впоследствии известной как «Дары моря». Рядом, в том же здании, размещались фирменные магазины — «Мясо» и «Молоко».
«Открылся новый магазин „Рыба“. 1951 год». Фото из книги В. В. Денисова «Калининград — судьба моя».
Реклама магазина «Рыба». «Калининградская правда» от 20 мая 1952 г.
Среди других магазинов следует отметить «Ткани», «Табак», магазин ювелирных украшений, а также несколько гастрономов и универмаг № 1, которому в 1964 г. было присвоено название «Спутник». В 1960 г. на проспекте также открылся один из самых популярных среди туристов магазин — «Янтарь».

Из статьи О. Павлова «Первый в стране» о магазине «Янтарь» в газете «Калининградская правда» от 20 декабря 1960 г.

«Привлекают внимание миниатюрные аквариумы, выполненные искусной рукой мастера, мужские комплекты: оригинальная заколка для галстука, запонки в серебряной оправе, прозрачные мундштуки с золотым ободком; десятки различных дамских украшений, отделанных золотистым камнем.

Есть тут и уникальные образцы, созданные коллективом мастеров-камнерезов янтарного комбината. Перед нами большой янтарный ларец „Дружба народов“. На его крышке из янтаря разных оттенков — карта нашей Родины и фигурка девочки, кормящей голубей. Авторы этого замечательного ларца — мастера-камнерезы Н. Николаева, Н. Набоко и М. Белов, автор проекта — главный художник янтарного комбината Альфред Меос. Интересно исполнена шкатулка „Дворец науки“. Художник Г. Горшков удачно передал характерные контуры здания Московского университета имени Ломоносова на Ленинских горах.

Так как это не только магазин, но и выставка, то здесь широко представлены и экспонаты. За стеклом одной из витрин лежит кусок янтаря весом 3 килограмма 450 граммов. Это самый крупный самородок, добытый на янтарном комбинате с 1947 года. Большой интерес вызывает раздел, знакомящий посетителей с продукцией, изготовляемой из янтаря. Это изоляторы, применяемые в радио- и телевизионной аппаратуре, а также янтарная кислота, образцы прессованного янтаря и другие изделия промышленности. На стенах магазина — большие полотна, отображающие процесс добычи янтаря. на одной из картин — панорама янтарного комбината».

Напротив магазина «Ткани», на пересечении проспекта и ул. Кутузова с 1953 г. красовался бюст генерал-фельдмаршала М. И. Кутузова работы скульптора Я. Лукашевича. Основанием для скульптуры предположительно послужил постамент немецкого памятника Герцогу Альбрехту Гогенцоллерну. В 1995 г. он был подарен городу Правдинску и установлен на улице Кутузова.
Вид на ул. Кутузова в Калининграде, 1959 г.
Улица Кутузова, середина 1950-х гг.
Сталинградский проспект стал единственной улицей Калининграда, восстановленной до 1956 г. Довоенный внешний облик зданий был преобразован и объединен неоклассической стилистикой. Преображение одной из центральных магистралей Калининграда, безусловно, воспринималось жителями города с оптимизмом, вселяло веру в скорое возрождение и других районов города.

От Площади трёх маршалов — к Площади Победы

Площадь Победы старше самого города Калининграда. Она появилась в списках переименований ещё 23 ноября 1945 г. Долгое время, параллельно с официальным названием, эта территория называлась «Площадь трех маршалов» из-за декоративного оформления во время парадов её пространства портретами А. М. Василевского, Г. К. Жукова и К. К. Рокоссовского.

Из статьи М. Шумилова «Парад в Кёнигсберге»
в газете «Во славу Родины» от 10 ноября 1945 г.

«Огромная площадь у Северного вокзала празднично украшена. На главной трибуне — большой портрет товарища Сталина. Фасад здания вокзала украшен портретами маршалов, призывами и плакатами.

К полудню на площади и прилегающих к ней улицах выстраиваются войска гарнизона. Трибуны заполняются многочисленными гостями — офицерами, генералами, представителями кёнигсбергских предприятий и порта.

12.00. Площадь замерла в торжественной тишине. На коне выезжает командующий войсками округа гв. генерал-полковник тов. Галицкий. На галопе к нему устремляется командующий парадом гв. генерал лейтенант тов. Семенов.

Приняв рапорт, командующий объезжает войска, здоровается с офицерами и генералами, поздравляет их с великим праздником. Объезд войск закончен. Генерал-полковник Галицкий поднимается на трибуну и обращается к войскам с речью…

Гремит артиллерийский салют. Военный оркестр исполняет Гимн Советского союза».
Площадь Победы быстро стала новым центром молодого города — здесь проходили демонстрации, митинги, ярмарки и устанавливалась новогодняя ёлка. Хотя проект детальной планировки и реконструкции площади появился ещё в 1949 г., активные работы по её благоустройству относятся лишь к1951 г., когда территорию расчистили и озеленили.

Из статьи Ю. Громова «Площадь Победы меняет лицо»
в газете «Калининградский комсомолец» от 12 июля 1951 г.

«Развалины зданий, изуродованная военная техника, воронки от бомб и снарядов — такой помнят старожилы Калининграда площадь Победы. Трудящиеся города расчистили её территорию, разбили на этом месте сквер и большой цветник. Пересажены клёны, зеленеет ограда газонов из тысяч декоративных кустарников.

Рядом с молодым парком сооружается монументальная гранитная трибуна и перед нею — брусчатая мостовая. Ширина будущей трибуны по фасаду — 80 метров. Ее центральная часть, по высоте равная 15 метрам, будет увенчана скульптурой вдохновителя и организатора всех побед советского народа Иосифа Виссарионовича Сталина.

Благоустройство площади Победы ведётся методом народной стройки… Особенно много сделано здесь коллективами целлюлозно-бумажного комбината, областной больницы, управления трудовых резервов. Из коллективов Сталинградского района хорошо потрудились, выполнив свои задания, целлюлозники, вагоностроители и катушечники.

Одновременно идёт дальнейшее озеленение площади. Около центрального входа в сквер разбит цветочный партер. Его рисунки отделаны впервые примененными в Калининграде коврово-мозаичными растениями. В центре цветника — возвышение, на котором оборудован календарь из живых цветов».

В 1950-е гг. по улице Гаражной, разделявшей площадь, ходил трамвай и располагалось его разворотное кольцо.
План восстановления бывшего Северного вокзала был наиболее амбициозным — в конце 1940-х гг. предполагалось, что к зданию будет пристроен новый корпус и возведена «живописная башня в русском стиле», напоминавшая формами Спасскую башню Кремля.
Проект реконструкции Площади Победы и здания Северного вокзала Д. К. Навалихина и Л. П. Борисовой, 1951 г.
В 1954 г. появилась идея разместить в восточном крыле здания Дом книги. Однако этот проект не был реализован. Восстановление и дальнейшее строительство стартовало в октябре 1958 г. и закончилось в мае 1961 г., когда здание бывшего Северного вокзала распахнуло свои двери как Межрейсовый дом моряков.

Из статьи В. Макеенко (без названия) в газете «Калининградская правда» от 29 июля 1961 г.

«Недавно в Калининграде на площади Победы вступил в строй межрейсовый дом отдыха моряков. Здесь и моряки-китобойцы, прибывшие в порт для межрейсовой стоянки, и моряки с судов УЭЛа и „Запрыбхолодфлота“. В отдельных номерах живут семьи моряков, прибывшие из других городов страны.

Всего 425 человек. К их услугам — горячая вода, душ и ванны. Номера радиофицированы. Заканчиваются работы по оборудованию комнат отдыха, в которых будут установлены телевизоры, радиоприёмники, пианино. Скоро откроется библиотека с читальным залом, почтовое отделение с международным телефоном, столовая».
29 апреля 1953 г. на площади был открыт памятник И. В. Сталину. За четыре года до этого предполагалось, что у монумента вождю будет расположен главный вход на сельскохозяйственную выставку, планируемую в направлении от площади к центральному рынку. Однако проект выставки остался на бумаге, в отличие от памятника. Пятиметровая бронзовая скульптура была изготовлена по проекту скульптора Е. В. Вучетича и являлась копией монумента, установленного у шлюза Волго-Донского канала в Сталинграде. В 1958 г. памятник передвинули в сквер, где сейчас стоит монумент «Мать-Россия», а через пару лет демонтировали. Одновременно постамент вокруг трибун занял более знакомый калининградцам памятник В. И. Ленину.
С юга советский ансамбль площади Победы оформляло здание бывшего «Штадтхауса», которое в 1947 г. предполагалось использовать в качестве универмага, но из-за нехватки стройматериалов и квалифицированных рабочих рук первый этаж был восстановлен лишь к 1953 г. В 1959 г. здание приспособили под общежитие моряков Антарктической китобойной флотилии. На первом этаже здания расположились «Гастроном» и, с 1963 г., ресторан «Чайка». Современный облик — с серой мраморной крошкой, иным расположением окон и козырьком у входа — здание приобрело в 1970-е гг., после чего в 1973 г. в нем расположились горисполком и горком КПСС области.
После войны западную сторону площади окаймлял корпус бывшего Восточно-Прусского земельного суда, мало пострадавшего во время войны. После восстановления во второй половине 1940-х гг. в здании разместились УМВД по Калининградской области и Школа милиции. С 1958 г. здание стало использоваться как учебное заведение: в нем начались занятия переведённого из Москвы Технического института рыбной промышленности и хозяйства (ныне КГТУ).

Проблемы и перспективы

Во второй половине 1940-х — начале 1950-х гг., несмотря на многочисленные сложности экономического и организационного порядка, были достигнуты несомненные успехи в деле восстановления Калининграда: к массовому приёму переселенцев были подготовлены жилые дома, заработала промышленность. Люди не просто участвовали в разборе завалов и последующем восстановлении зданий, но и стремились проявить инициативу, сажая на расчищенных местах деревья или разбивая клумбы. Казавшаяся на первый взгляд невыполнимой задача постепенно решалась: разрушенный войной город стал пригодным для нормальной жизни.

Однако восстановление города только начиналось. Многие районы Калининграда представляли собой обширные комплексы руин, «развалок», среди которых встречались отдельные восстановленные дома или временные постройки. Развертывание массового строительства требовало существенного наращивания промышленных мощностей. К середине 1950-х гг. в области действовало два кирпичных завода, продукция которых в основном направлялась за пределы региона. Местные строители испытывали постоянные трудности в обеспечении кирпичом, бетоном и железобетонными изделиями.

Из выступления первого секретаря горкома КПСС М. Т. Кудикина на VI областной партийной конференции (12 декабря 1957 г.)

«Большим тормозом в строительстве является плохое снабжение стройматериалами. Из-за перебоев в снабжении … задерживается строительство многих объектов. Квалифицированные кадры уходят со строек на другие работы. Механизмы простаивают…

По совету обкома партии мы рекомендуем, чтобы все предприятия изготовляли блоки, солярку, сантехнику и другие необходимые материалы для строительства. Но это временный выход…»

Цит. по: Первые секретари… Документы и материалы о деятельности партийных руководителей Калининградской области и Калининграда в 1947–1991 гг. Калининград, 2002. С. 177, 178.
19 апреля 1958 г. «Калининградская правда» опубликовала открытое письмо заслуженных людей областного центра ко всем калининградцам. В письме содержался призыв «продолжить работы по восстановлению и благоустройству города, сделать его нарядным и красивым…» Авторы обращения призвали развернуть социалистическое соревнование предприятий, учреждений, районов, а каждому горожанину отработать на благоустройстве города в нерабочее время не менее 20 часов.

Актуальной задачей был переход к массовому жилищному строительству, к созданию новых микрорайонов, формированию нового, советского облика не только отдельных улиц, но и города в целом. Однако это было маловероятно без решения наиболее острых кадровых и материальных проблем.

Серьезные успехи на этом пути наметились в 1960-е гг., когда в области происходило активное складывание строительной индустрии, в перспективе способной обеспечить выполнение масштабных планов застройки. Крупнейшим строительным ансамблем десятилетия стал Ленинский проспект. В 1968 г. были приняты правительственные постановления, которые определили ближайшие перспективы развития городского хозяйства Калининграда. Резко возросли темпы жилищного строительства, началось настоящее преображение города.