Супергерои земли
калининградской:
китобойная флотилия
«Юрий Долгорукий»
Как известно, Калининград — город морской. Уже к концу 1950-х «молодая советская область» могла похвастать крепким рыбохозяйственным комплексом. Следующее десятилетие стало временем взрывного роста этого сектора областной экономики, не последнюю роль в котором сыграла деятельность Антарктической китобойной флотилии (АКФ) «Юрий Долгорукий».

Предвоенные и первые послевоенные десятилетия стали временем максимального развития мирового китобойного промысла. Индустриальная экономика остро нуждалась в продукции, которая, в том числе, вырабатывалась из китового сырья: различных жирах, глицерине, кормовой муке, спиртах, техническом сале. Китовый жир широко использовался при производстве нитроглицерина и парфюмерных изделий, китовое мясо — в пищевой промышленности.

Развитие китобойного промысла в СССР началось еще в довоенный период: в годы новой экономической политики в советских территориальных водах по концессии работала норвежская кампания «Вега», на судах которой трудились и советские рыбаки; в 1930-е в Тихом океане действовала китобойная база «Алеут». Однако по-настоящему важной частью советского рыбопромышленного комплекса китобойный промысел стал в послевоенные годы.

В 1946 году СССР стал участником Конвенции по китобойному промыслу. В том же году в свой первый рейс отправилась китобойная флотилия «Слава», положив начало освоению советскими китобоями антарктических районов Мирового океана. В первых двух рейсах участвовали норвежские специалисты — признанные лидеры мирового промысла; с третьего рейса их полностью заменили советские китобои. В 1950-е Советский Союз уже имел две полноценные антарктические флотилии — «Слава» и «Советская Украина» и две тихоокеанские — «Алеут» и «Вторая Дальневосточная». Наряду с судами, полученными по репарациям, в состав флотилий входили и те, что были построены советскими судостроителями: например, дизель-электрические китобойцы типа «Мирный» или построенная в Николаеве китобаза «Советская Украина». Успехи рыбопромышленного комплекса Калининградской области создавали предпосылки для вовлечения региона в развитие китобойного промысла.
Создание Антарктической китобойной флотилии — дело республиканского значения
Тридцатого марта 1959 года Совет Министров РСФСР принял предложение Приморского и Калининградского совнархозов о базировании строящихся китобойных баз: «Советская Россия» — в портах Приморского, «Юрий Долгорукий» — в порту Калининградского совнархозов. В январе 1960 года было создано подчинявшееся Балтрыбтресту Управление (береговая управленческая контора) Калининградской Антарктической китобойной флотилии.

История самого корабля, ставшего впоследствии китобойной базой, берет начало еще в межвоенный период. В 1926 году было введено в эксплуатацию заложенное на гамбургской верфи «Блом и Фосс» грузопассажирское судно, названное в честь города. В апреле этого года «Гамбург» отправился в свой первый рейс — в Нью-Йорк. Вплоть до начала Второй мировой войны лайнер использовался на трансокеанских линиях: сначала как пассажирский, затем как круизный. Во время войны «Гамбург» стал вспомогательным кораблем для военного флота нацистской Германии. С 1940 года базировался в Гдыне в статусе судна жизнеобеспечения дивизиона подводных лодок, а с зимы 1945 года использовался для эвакуации жителей. В марте 1945 года по приказу германского командования был утоплен в Балтийском море недалеко от порта Засниц.
Лайнер «Гамбург». Источник: Википедия
В ноябре 1950 года власти ГДР подняли затонувший «Гамбург» со дна и передали СССР в качестве дара трудящихся Германии. Изначально его предполагалось задействовать в качестве пассажирского лайнера, но в 1955 году было решено переформатировать в китобойную базу. Корабль был реконструирован в Антверпене (Бельгия), а оборудован под китобазу — в порту Варнемюнде (ГДР). Обновленное судно получило название «Юрий Долгорукий».
Характеристика китобазы «Юрий Долгорукий»

«Двенадцатого июля 1960 года государственная комиссия произвела приемку китобазы, а через несколько дней она прибыла на калининградский рейд.

Турбоход имел длину 207,4 метра, ширину — 24 метра, высоту борта (до главной палубы) — 19,37 метра, осадку в полной загруженности — 12,05 метра, водоизмещение около 40 тысяч тонн <…>

Два турбозубчатых агрегата (на два винта, диаметром около шести метров), по 12,5 тысяч лошадиных сил каждый, позволяли судну развивать скорость до 20-ти узлов (самая скоростная из отечественных китобаз). Энерговооруженность обеспечивалась четырьмя турбогенераторами по 1,5 тысячи киловатт каждый. Пар для главных и вспомогательных машин вырабатывался четырьмя крупногабаритными котлами, в которых поддерживалось давление в 29 атмосфер и температура свыше 500 градусов по Цельсию. Опреснительные установки производили котельную, питьевую и мытьевую воду, обеспечивали паром, вырабатываемым из морской воды, завод по переработке сырья (жиротопенные котлы). Экипаж судна, в разные годы, составлял от 510 до 530 человек».
Тюленев Л. Антарктическая китобойная флотилия «Юрий Долгорукий». К 45-летию. Источник: Калининградский морской рыбный порт
Китобойная база (моряки флотилии называли ее «мамой») получила современное оборудование, необходимое для комфортной жизни участников экспедиций. В частности, на «Юрии Долгоруком» были подготовлены 172 жилых помещения; медицинский блок, включавший в себя несколько специализированных кабинетов, аптеку и изолятор; прачечная, парикмахерская, магазин и мастерская для ремонта одежды и обуви; даже выпускалась газета, называвшаяся «Калининградский китобой».
Из газеты «Калининградский китобой»

Теперь многотиражная газета нашей флотилии «Калининградский китобой» будет выходить регулярно. Перед ней стоит задача правдиво и оперативно отражать всю многогранную жизнь моряков-китобоев: ход за социалистическое соревнование за безусловное выполнение государственного задания на первый рейс и принятых повышенных обязательств, борьбу за экономию и бережливость во всем, организацию учебы, отдыха.

Успешно выполнять свою роль, быть злободневной наша газета сможет лишь в том случае, если в ней примут активное участие рабочие корреспонденты, если все моряки будут не только читать свою газету, но и писать в нее.

На страницах газеты всегда найдут место заметки и корреспонденции о том, как моряки учатся, отдыхают, отзывы о прочитанных книгах, материалы для отделов сатиры и юмора, «В часы досуга».
22 октября 1960
На «Юрии Долгоруком» существовало несколько производственных цехов. Фактически судно представляло из себя завод, на котором осуществлялась выработка медицинского, пищевого и технического китовых жиров, мороженного мяса и печени, кормовой муки из мяса и другого сырья. Кроме того, базу обеспечили двумя вертолетами Ми-2, при помощи которых проводился поиск китов и ледовая разведка.

Вместе с этим на верфи Николаева велось строительство китобойных судов. К сентябрю 1960 года было подготовлено 8 кораблей: «Живучий», «Свирепый», «Сильный», «Секущий», «Скользящий» «Скорый», «Скромный», «Смирный».
Характеристика китобойных судов, входивших в состав флотилии «Юрий Долгорукий»

«Однотипные китобойные суда отечественной постройки (город Николаев, Украина) имели водоизмещение 1270 тонн, длину 63,6 метра, ширину 9,5 метра. Четыре дизель-генератора по 900 лошадиных сил каждый давали возможность развивать на один винт скорость до 18 узлов. Экипаж китобойца состоял из 31 человека. Всего в каждый промысловый рейс на флотилии (китобойные суда + китобаза) выходило от 950 до 1100 моряков».
Тюленев Л. Антарктическая китобойная флотилия «Юрий Долгорукий». К 45-летию. Источник: Калининградский морской рыбный порт
Для проведения первой экспедиции флотилии, намеченной на осень 1960 года, было важным в сжатые сроки подготовить кадровый состав. Реализация этой задачи была поручена созданной в мае 1959 организационной группе, куда были включены и опытные специалисты китобойного дела, прибывшие из Одессы и Владивостока. Несколько десятков калининградских моряков были отправлены на стажировку на различные китовые флотилии Советского Союза (часть командировали на Дальний Восток, часть в составе одесских флотилий — в Антарктику). С лета 1959 года на учебно-курсовом комбинате в городе Мамоново началась подготовка мотористов, рефмашинистов и представителей других профессий. Комплекс этих мероприятий позволил подготовить сотни специалистов, которые и сформировали экипаж китобазы «Юрий Долгорукий».
Первый рейс флотилии
По данным Государственного архива Калининградской области, в сентябре 1960 года во флотилии работало 755 человек: 322 — на китобойных судах, 395 — на базе «Юрий Долгорукий», 38 — в аппарате управления. Многие из них проходили военную службу в рядах Военно-морского флота, участвовали в Великой Отечественной войне.

Успешная подготовительная кампания позволила отправиться в первый рейс согласно намеченному плану — осенью 1960 года. Двенадцатого октября из калининградского порта в гвинейский с разведывательной целью направились два китобойных судна: «Спокойный» и «Старательный». Китобаза «Юрий Долгорукий» вместе с семью китобойными кораблями отправилась в свой первый рейс 21 октября.
Фрагмент судового журнала первого рейса флотилии «Юрий Долгорукий», 1960. Источник: Государственный архив Калининградской области
В течение продолжавшейся до мая 1961 года экспедиции (сам промысловый рейс проходил с ноября 1960 по апрель 1961) к ней присоединилось еще несколько судов (всего их было 18). Руководство флотилией было доверено капитан-директору Ф. И. Самольянову.
Из выступлений участников первой экспедиции АКФ «Юрий Долгорукий» на партийной конференции флотилии

Н. И. Кошкарев (гарпунер китобойца «Скользящий»): «Я приехал в Калининград с Дальнего Востока. Уже много лет работаю на китобойном промысле, с 1953 года — гарпунером. План выполнял и перевыполнял. Надеюсь, что и на новом судне дела пойдут. Снаряжение, оборудование хорошие, люди подобраны дельные. Постараюсь передать им свой накопленный опыт, чтобы в далекой Антарктике каждый мог действовать умело и сноровисто».

С. А. Гусарев (старший мастер по разделке китов): «У китобоев принято считать, что успех дела решают китобойные суда — цех добычи. Это правильно. Коллективы промысловых судов флотилии „Юрий Долгорукий“ должны приложить все силы, чтобы не отстать в соревновании с китобоями Одессы. А мы, раздельщики, не подведем, за нами задержки не будет. Наши товарищи уже внесли ряд рационализаторских предложений, будут работать инициативно, творчески».
Тюленев Л. Антарктическая китобойная флотилия «Юрий Долгорукий». К 45-летию. Источник: Калининградский морской рыбный порт
Федор Иванович Самольянов

Хозяйственный руководитель. В 1931 году окончил морской техникум во Владивостоке. Работник Балтгосрыбтреста, капитан-директор на плавбазах (1954−1958), начальник управления «Запрыбхолодфлот» (1958−1959), капитан-директор (1959−1962) и начальник Калининградской базы Антарктической китобойной флотилии «Юрий Долгорукий» (1963−1966). Награжден орденом Трудового Красного знамени, тремя орденами «Знак почета», медалями.

Большой энциклопедический словарь Калининградской области. Калининград, 2011. С. 336


Федор Иванович Самольянов (2-й справа сидит) с членами экипажа (Владивосток, 1930-е). Источник: Государственный каталог музейного фонда РФ
В конце ноября 1960 года флотилия прибыла в Антарктику. Началась добыча китов, развернул работу и «плавучий завод». Впрочем, рейс сопровождался определенными сложностями, имевшимися в работе оборудования жирзавода, морозильного отделения, линии муки, рефотделения и электромеханической службы китобазы. Сказывались и сложные природные условия — трудиться приходилось при низких температурах, холодном ветре, частых туманах. В ходе экспедиции недостатки устранялись, ее участники приобретали опыт и смогли приноровиться к суровой антарктической действительности.
Возвращение флотилии «Юрий Долгорукий» из первого рейса, 1961. Источник: «Самая западная» (сборник документов и материалов о становлении Калининградской области 1952−1961)
Всего в ходе первого рейса было добыто 3 484 кита, плановые показатели были не просто достигнуты, а перевыполнены на 10%. По итогам антарктического сезона 1960−1961 по количеству добытых «условных синих китов» советская флотилия превзошла английскую и норвежскую (при подсчете китодобычи Международная китобойная комиссия использовала следующие показатели: 1 условный синий кит равнялся 1 синему же киту, 2 финвалам, 2,5 горбатым китам или 6 сейвалам).
Породный состав добытых китов (1-й рейс)
Антарктическая китобойная флотилия «Юрий Долгорукий». К 50-летию создания. Источник: Государственный архив Калининградской области
Последующие экспедиции флотилии и ее ликвидация
Необычайно сложна профессия китобоя. Каждый рейс (а они были длительными — до 8 месяцев) таил в себе немало трудностей, которые с честью преодолевали советские моряки. К сожалению, иногда не обходилось и без чрезвычайных происшествий.
Механик китобазы «Юрий Долгорукий» Леонид Тюленев о чрезвычайных происшествиях в экспедициях

«Из чрезвычайных происшествий, имевших место на судах флотилии, особенно не повезло китобазе. Например, в 4-м рейсе (1963−1964), в конце ноября 1963 года у островов Крозе на головном судне из-за технических неполадок (не по вине экипажа) начало быстро затоплять холодной забортной водой турбогенераторное отделение. На судне была сыграна тревога. Промедление в устранении причин затопления могло привести к непоправимым последствиям. Причину поступления воды сразу обнаружить не удалось, она все прибывала, и только профессионализм и самоотверженность машинистов и механиков помогли предотвратить катастрофу.

В том же рейсе, в декабре 1963 года, на китобазе вышли из строя два турбогенератора из четырех. Под угрозой срыва было выполнение государственного плана, а значит и заработок китобоев. Понадобилось всего около двух недель, чтобы в сложных условиях плавания произвести перемотку статоров механизмов и ввести их в строй. В 7-м рейсе (1966−1967) из-за ничтожно малого запаса топлива на судах и особенно на китобазе, штормовых условий, флотилия в конце марта 1967 года для встречи с танкером вынуждена была зайти в сплошные льды недалеко от водяной кромки. И только через несколько дней благодаря Богу и поднявшейся зыби суда смогли выйти из ледового плена на чистую воду, до которой оказалось уже более 20 миль. В результате: повреждение лопастей двух гребных винтов китобазы и, как следствие, снижение скорости судна.

Постоянно преследовала китобоев непогода. Особенно запомнился многодневный ураган в сороковых широтах в феврале 1965 года. Восемнадцатого февраля сила ветра составила 30 метров в секунду, а крен китобазы достигал 40 градусов. Немало неприятных ситуаций случалось и на судах-охотниках, но моряки оставались на высоте.

За время 15-ти походов в Антарктику не обошлось и без человеческих жертв. Несколько моряков, погибших или умерших при разных обстоятельствах, похоронены в океане по морскому обычаю».
Тюленев Л. Антарктическая китобойная флотилия «Юрий Долгорукий». К 45-летию. Источник: Калининградский морской рыбный порт
Работа в сложнейших условиях южных морей требовала сплоченности коллектива, организованности, взаимовыручки. Это достигалось и благодаря грамотным руководителям. Как уже было отмечено, первым капитан-директором «Юрия Долгорукого» был Федор Иванович Самольянов. В 1963 году его сменил Федор Трофимович Проценко, а с 1966 года флотилию возглавлял Вячеслав Викторович Неболюбов. Каждый из этих капитанов к моменту своего назначения имел богатый морской опыт, в том числе в качестве участников китобойных флотилий.
Федор Трофимович Проценко

Хозяйственный руководитель. Окончил Владивостокское высшее мореходное училище (1951). Капитан китобойных флотилий в городе Владивостоке (1957−1959), капитан китобойного судна «Скользящий», заместитель капитан-директора Антарктической китобойной флотилии «Юрий Долгорукий» (1960−1967), капитан-директор флотилии (1963−1966), начальник Калининградской базы Антарктической китобойной флотилии (1967−1970). Награжден орденом Ленина.

Большой энциклопедический словарь Калининградской области. Калининград, 2011. С. 315
Вячеслав Викторович Неболюбов

Хозяйственный руководитель. Окончил Ленинградское высшее военно-морское училище им. Фрунзе (1939), участвовал в войне с Японией. Воинское звание: капитан-лейтенант. Государственный инспектор по китобойному промыслу Калининградской базы Антарктической китобойной флотилии «Юрий Долгорукий» (1963−1965), капитан-директор Антарктической китобойной флотилии «Юрий Долгорукий» (1966−1975). Награжден орденами Ленина, Красного знамени, Октябрьской революции, медалями.

Большой энциклопедический словарь Калининградской области. Калининград, 2011. С. 253
Но не только с целью китового промысла отправлялась в экспедиции флотилия «Юрий Долгорукий». В каждой экспедиции обязательно участвовали научные сотрудники (океанологи, биологи), для которых на китобазе была оборудована научная лаборатория. За период существования флотилии удалось провести исследование вод от экватора до льдов Антарктиды, прибрежных вод Южной Америки, центральной и южной Африки, Австралии и многих островов в Южном полушарии. Кроме того, были получены материалы по распределению, времени и месту образования концентраций китов, кальмаров, рыб и других живых существ.

С начала 1970-х среди моряков стали ходить слухи о скором прекращении деятельности Антарктической китобойной флотилии. Они оказались небеспочвенными: насыщенная история «Юрия Долгорукого» завершилась в 1975 году в связи с активизацией борьбы за запрет добычи китов со стороны мировой общественности (а в 1982 году был введен 35-летний мораторий на коммерческую добычу китов и их антарктический промысел). Всего за время своей деятельности флотилия совершила 15 кругосветных плаваний с огибанием Антарктиды, добыв более 58 тысяч китов 12 видов.











Китобойная база «Юрий Долгорукий» уходит в последний рейс, 1975. Источник: Государственный архив Калининградской области
Калининградская пресса о создании и деятельности флотилии
Деятельность флотилии «Юрий Долгорукий» широко отражалась в местной периодической печати буквально с первых шагов ее создания. Так, в ноябре 1959 года, когда в ГДР еще строилась китобаза и не были утверждены штаты нового управления, калининградцы уже знали, что оперативная группа по китобойной флотилии обзавелась собственным помещением — несколько комнат в здании универмага на площади Победы, — а часть калининградских рыбаков уже прошла практическую подготовку на судах Второй Дальневосточной китобойной флотилии.

В газетах печатались фрагменты морских дневников участников экспедиций флотилии. По ним хорошо заметно, как расширялся кругозор китобоев и какие герои, будто сошедшие со страниц романов Жюля Верна, встречались среди них. Так, например, член экипажа судна «Живучий» Юрий Золотов записал в своем дневнике 13 января 1960 года:

«Рано утром подошли к острову Абд-эль Кури. Это затерянная в просторах Индийского океана частица суши принадлежит английским колонистам. Туземцы подплывали к борту нашего судна на маленькой примитивной лодке-пироге. Их было четверо. Один держал в руках кусок полотна, который, по-видимому, заменял им парус. На туземцах были одеты какие-то лохмотья. Они умоляюще поднимали руки, как бы прося помощи. Вначале мы не понимали, в чем дело.

 — Наверно, просят еды, — догадался кто-то из нас.

Вынесли бачок макарон и передали на лодку. Люди в пироге были очень голодны, ели с жадностью, руками. Дали мы им и хлеба. И каждому подарили по рубашке. Они жестами горячо поблагодарили и поплыли к берегу. Встреча с туземцами произвела на нас удручающее впечатление. Не представлял я себе, что так бесправны и нищи могут быть люди.
Из статьи Ю. Зотова «У ледяного барьера». Калининградский комсомолец. 20 мая 1960


Однако целью путешествий все же был китобойный промысел.
«А «Стремительный» продолжает поиск китов. Все моряки судна, свободные от вахт, примостившись, кто где может, ведут наблюдение за горизонтом. Секторы океана рассматривает множество биноклей. Киты… Где они, куда пропали?

Я находился в салоне, когда услышал резкий звонок, означающий, что морские исполины обнаружены. Выскакиваю на полубак. Капитан Владимир Иванович Рогульченко в своей обычной позе, полулежа на поручнях мостика, обшаривает взглядом горизонт. Кулакова рядом нет. Ага, вон он, у пушки.

 — Кошелев, — громко зовет Рогульченко помощника гарпунера, что находится над нами, в марсовой бочке, — где ты кашалотов заметил? Какое до них расстояние?

 — Слева вижу фонтан, — обрадованно прерывает расспросы другой наблюдатель, моторист Владимир Буйволов. Все, как по команде, поворачивают головы влево.

И вдруг неожиданно гремит выстрел гарпунной пушки. На лицах моряков — изумление.

 — Ты что, Виктор? — раздосадовано кричит капитан Кулакову. — Салют даешь? Так в честь чего?

В ответ несется:

 — Да глупый какой-то прямо по носу вышел.

И действительно, видно, как впереди бурлит вода, слышен натужный скрип оседающих блоков. Кашалот на лине!

<…> Да, „наш кит“ оказался весьма резвым и неглупым. То справа выйдет, то слева, словно играет. Но стоит „Стремительному“ приблизиться к нему, как „дает хвоста“ — и снова ищи его.

Дьявольски трудной была охота. Устали все, на палубе и, конечно, в машинном отделении. Часа три гоняли „академика“, как называют китобои таких вот неподдающихся китов. Но все же вышли победителями».
Из статьи П. Ковалева «Охота длится день». Калининградская правда, 8 апреля 1967
При упоминании китобойной базы «Юрий Долгорукий» у многих возникал перед глазами образ бравого гарпунера. Однако в это же время под палубой флагмана флотилии работали и другие специалисты:
«В коридоре уже несколько китов, и с кормы шумят, почему задержка. Дмитрий поднимает нож. Кит медленно вползает на носовую палубу. Носиком ножа (в этом чувствуется и особый шик, и настоящее мастерство) делает надрез. Каждое движение доведено до автоматизма. Вот тут надо повернуть чуть вправо — кость — еще подальше тоже правее. А теперь можно пройтись и всем лезвием. Кажется, ничего сложного. Так думают многие, пока не поработают сами. На что уж опытный китобой Саша Баранов, а взял нож, и не сразу получилось. А что тогда говорить о молодых, которые впервые встали за разделку китов».
Из статьи В. Шмелева «Уже замерзают дожди». Калининградская правда, 26 марта 1972
Среди новостей о повседневности флотилии выделяются те, что сообщают о нахождении амбры. По установившемуся канону журналисты называли имя раздельщика, вес амбры и сравнивали его с предыдущими рекордами. Например, в 1970 году старшему матросу С. И. Жлобичу повело обнаружить три куска серой амбры общим весом до 20,2 килограмма. Эта цифра впечатляет, но если только не знать, что за 7 лет до этого матрос Жлобич обнаружил амбру в 57 кило!
«Есть и еще одна радостная весть у китобоев. На днях матрос-раздельщик Станислав Жлобич, рассекая тушу кашалота, которого добыл экипаж китобойного судна „Стремительный“, обнаружил в брюхе морского исполина целый „валун“ — скопление амбры. Кусок этого ценнейшего вещества, найденный Жлобичем, весит 57 килограммов. Это уже шестой случай в нынешнем промысловом сезоне, когда наши китобои находят амбру».

Из статьи Ю. Бернгардта «Амбра в шестой раз». Калининградский комсомолец, 3 марта 1963
Китобойный промысел и правда был нелегок. Однако это труд достойно оплачивался, о чем вспоминал бывший руководитель научной группы Е. Г. Саженов в 2000 году: «китобой после рейса мог позволить купить себе машину, жилье. Поэтому экипажи были постоянными».

Непременным атрибутом каждого плавания было празднование пересечения экватора, или «праздник Нептуна», как его еще называли. Так, например, его описывал морской ветеран Л. Лыков:
«Китобаза тогда стала в дрейф. И под звуки литавр начался праздник Нептуна, шумный и веселый. Слуги морского царя, черти, одетые в лохмотья, появились из слипа, как и Нептун с супругой, которых везла карета. Пред их светлыми очами предстали коленопреклоненные новички-«нехристи». Им по велению повелителя всех морей налили по чарке, искупали в бассейне, а после выдали грамоту о прохождении экватора».
Из статьи Е. Коржова «На "Долгоруком"». Светловские вести, 11 июля 2008
Легендарными стали и рассказы о возвращении флотилии к родным берегам, подчеркивающие престиж профессии. Газеты могли посвящать этому событию целую страницу, озаглавив серию репортажей «Слава отважным китобоям!» и обращаясь к китобоям не иначе как «дорогие земляки».
Вырезки из газеты «Калининградский комсомолец» от 14 мая 1961
С палубы праздник выглядел так:
«Пока суда шли от Балтийска до двухъярусного моста, по всему каналу сновали „моторки“, люди стояли с цветами на берегу. Это был праздник».
Из статьи В. А. Прудскова «С приходом, китобои!». Калининградская правда, 16 июня 2005
Загодя в порту собирались калининградцы, чтобы услышать первый пушечный выстрел:
«В этот день Калининградский ордена Трудового Красного Знамени морской рыбный порт широко распахнул свои ворота. На импровизированных стоянках — сотни легковых машин, а на причалах небывалое многолюдье. Хоть и прохладна нынче весна, но цветов у встречающих очень много. И когда издалека раздался первый выстрел, тысячи людей, как бы единым выдохом произнесли: «Идут!».

Из-за поворота то и дело, окутываясь после выстрела клубами дыма, появляется китобоец «Стерегущий». Это его экипажу за ударный труд в рейсе доверено возглавить шествие судов по каналу. На своем привычном месте на мостике — капитан Б. Б. Бельтюков, у пушки — гарпунер С. С. Григорьев. Трудным было соревнование экипажей китобойных судов, но моряки «Стерегущего» в нелегкой борьбе завоевали первенство.

Китобоец все ближе подходит к причалу, отчетливо различимы белые буквы на кумаче: «Здравствуйте, дорогие калининградцы!», «Китобои сдержали слово!».
Из статьи Г. Фурмана «Китобои сдержали слово». Маяк, 20 мая 1972
Митинг на «Юрии Долгоруком» в честь завершения рейса, 1972
О том, что происходило в городе, вспоминает дочь моториста китобойного судна «Сметливый» Т. Ф. Тишина
<…> Город начинал жить ожиданием китобойной флотилии примерно за неделю до ее возвращения в Калининград. В парикмахерскую надо было записываться за месяц, а на рынке поднимались цены. Калининградские ателье завалены заказами — каждая дама хочет встретить своего мужчину при полном параде. <…>

Машин тогда в городе практически не было. Но в день прихода флотилии возникала пробка от Двухъярусного моста до рыбного порта. Весь город съезжался. Космонавт Леонов приезжал встречать китобоев.

В порту — огромная толпа, оркестры, милицейское оцепление, чтобы люди не упали в воду. Дамы все с невероятными прическами. Очень красиво все. А потом появлялись китобойцы, стреляли из своих пушек. Суда швартовались по три корпуса, на причале обязательно играл оркестр. Первыми шли победители социалистического соревнования, последними — отстающие. И если во время рейса на судне кто-то умер, то оно тоже шло последним, его встречали без оркестра.

На каждом китобойце обязательно была собака. По случаю прихода собак наряжали в тельняшки или мичманки. <…>
Празднование перетекало в городские дворы и рестораны, а иногда — и в театры!
йВ пятницу в областном драматическом театре состоялся праздничный вечер, посвященный возвращению китобойной флотилии «Юрий Долгорукий» из четвертого антарктического рейса.

В президиуме собрания — представители областной и городской партийных организаций, руководители и знатные промысловики флотилии, передовики промышленности Калининграда. С кратким докладом перед собравшимися выступил капитан-директор флотилии «Юрий Долгорукий» Ф. Т. Проценко. Он рассказал, как в нелегком труде китобои сумели успешно выполнить государственный план и свои социалистические обязательства.

Секретарь Ленинградского райкома КПСС М. П. Нетреба горячо поздравил моряков флотилии с выполнением задания Родины и вручил большой группе передовиков Почетные грамоты райкома КПСС и райисполкома.

Лучшие китобои были также награждены значками ЦК ВЛКСМ и Почетными грамотами облсовпрофа.

Артисты областного драматического театра показали для участников вечера музыкальный спектакль «Улыбнись, Света».
Память о флотилии на калининградской земле
Во второй половине 1990-х в области был создан совет ветеранов Антарктической китобойной флотилии «Юрий Долгорукий», который занимался пропагандой трудового подвига рыбаков, осваивавших китобойный промысел в Мировом океане.

Ежегодно о китобоях вспоминали во Всемирный день кита — 19 февраля. Однако даже в ходе празднования в 2000 году 40-летия первого рейса журналисты описывали профессию китобоя как «почти забытую». Свою профессиональную идентичность китобои поддерживали встречами, где вспоминали свои молодые годы и трудовые подвиги.

До 2013 года возможно самым известным городским местом памяти, связанным с китобоями, был скелет кашалота в Музее Мирового океана. С 2001 года он являлся частью музейной экспозиции. Считается, что это самый крупный скелет кашалота в мире. Заслуживает внимания и история появления этого экспоната в музее.

Млекопитающее привезли из последнего рейса китобойной флотилии в 1975 году. На китобазе, чтобы отделить скелет от мяса, тушу сварили и упаковали кости в ящики для того, чтобы доставить в АтлантНИРО. Затем скелет закопали в землю на пересечении улиц Горной (сейчас ул. Румянцева) и Дмитрия Донского (на месте старого немецкого кладбища). В 1979 году останки извлекли и отправили на базу АтлантНИРО на Куршской косе, где скелет еще 17 лет дезинфицировали, очищали, отбеливали. Затем кашалот был передан Музею Мирового океана.

Кстати, по воспоминаниям некоторых жителей Калининграда, ещё один скелет крупного млекопитающего, но уже не кашалота, а синего кита, был подарен зоопарку членами китобойной флотилии в 1970-е.
В 2015 году в Музее Мирового океана состоялось торжественное собрание, посвященное 55-летию антарктической флотилии «Юрий Долгорукий», где их чествовали как «легендарных земляков».

К юбилею была приурочена и публикация книги капитана дальнего плавания Юрия Смирнова «Китобойцы». Автор рассказывал, что книга написана о том, «как рождалась наша флотилия, о том, как все начиналось. О том, как калининградские моряки не пасовали перед трудностями и самоотверженно решали поставленные задачи».
В 2016 году коллекция Музея Мирового океана пополнилась уникальными экспонатами — так называемыми паспортами китов, которые оформлялись на каждого добытого морского животного во время работы флотилии.

В 2019 интерес к китобоям проявили сотрудники университета, создав 3D-модель китобойного судна, по палубе которого можно было пройтись, надев VR-очки.

В современном Калининграде существует и отдельный музей — «Дом китобоя», рассказывающий о повседневности советского Калининграда 1960−80 годов.

В рамках экспозиции воссоздана типичная коммунальная квартира того времени. Гостей сопровождает специальный аудиоспектакль, в основу которого легли художественно переработанные воспоминания калининградцев, собранные проектом «Народный архив Калининграда. Повседневность 60−80-х годов.
Постскриптум
Калининградские китобои вписали немало ярких, интересных страниц в славную историю рыбопромышленного комплекса Калининградской области. На протяжении пятнадцати лет деятельность Антарктической флотилии оставалась значимым феноменом экономической и культурной жизни региона, ее успехи — заслуженным предметом внимания местной прессы и поводом для гордости членов семей участников промысловых экспедиций, а отважные китобои — героями калининградских подростков. В современном Калининграде память о них живет не только в семейных фотоальбомах и преданиях, но и в музейных экспозициях, остается живым элементом нашей общей культурной памяти.