от чертежа до старта
Самая западная область России вписала немало страниц и в летопись развития отечественной космической индустрии. В Калининграде вот уже более шестидесяти лет работает предприятие, давно ставшее важным звеном научно-производственной системы, обеспечившей превращение страны в одного из лидеров освоения космоса — Опытное конструкторское бюро (ОКБ) «Факел».


История ОКБ уходит корнями в 1955 год, когда постановлением Совета Министров было создано Калининградское отделение Лаборатории двигателей Академии наук СССР (КОЛД). Первоначально отделение работало над тестированием двигателя на перекиси водорода для подводных лодок. Испытания прототипа были сопряжены с немалым риском из-за чего стендовую базу решили вывести за пределы Москвы, где располагался главный корпус лаборатории, в Калининград, на территорию судостроительного завода № 820 (сегодня — завод «Янтарь»), один из пустующих корпусов которого и стал новым домом для группы учёных и инженеров во главе с И. Л. Варшавским. Куратором отделения фактически являлся академик Б. С. Стечкин — один из ведущих в СССР конструкторов авиационных двигателей, основатель Лаборатории двигателей.

С 1959 года сотрудники КОЛД участвовали в проведении исследований в области высокотемпературной плазмы, создании плазменных генераторов и электроракетных двигателей. Новое ракетное направление исследований постепенно вытесняло морское. Кадровый потенциал и имеющееся оборудование позволили в короткие сроки переключиться на решение новых научных и технических задач. В 1962 году отделением было получено первое авторское свидетельство на изобретение по тематике ионно-плазменных двигателей, а в 1964 году на стенде был выполнен первый запуск импульсного плазменного двигателя. Калининградские конструкторы принимали активное участие в создании дистанционно-управляемого аппарата «Луноход-1», доставленного на поверхность естественного спутника Земли межпланетной станцией «Луна-17» 17 ноября 1970 года и проработавшего на Луне более 10 земных месяцев. Сотрудниками филиала был спроектирован и изготовлен теплообменник «Камин» для изотопного источника тепла лунохода. В течение всей экспедиции аппарата система терморегулирования функционировала безупречно.

Макет «Камина» в экспозиции музея ОКБ «Факел»

Параллельно с развитием предприятия менялся и его статус. В 1966 году оно было преобразовано в Филиал Института двигателей АН СССР, в 1968 году — в Филиал ОКБ «Заря», с 1971 года получило своё нынешнее название — ОКБ «Факел».

В 1970—1980-е годы в ОКБ были сконцентрированы работы по различным типам двигателей космического назначения, в том числе по стационарным плазменным двигателям, которыми оснащались как гражданские (например, метеорологические, типа «Метеор»), так и военные спутники. С началом создания в 1982 году отечественной системы глобального позиционирования ГЛОНАСС «Факел» стал главной инженерно-производственной площадкой, на которой создавались электроракетные двигательные установки (ЭРДУ) для космических аппаратов системы. До конца 1991 года при участии ОКБ было подготовлено к запуску 44 аппарата ГЛОНАСС (тип «Космос»).

В 1980-е годы в жизни ОКБ произошли важные позитивные изменения. В 1985 году было завершено строительство инженерно-производственной базы предприятия, нового огромного корпуса на Московском проспекте. В этом же году был создан филиал ОКБ в г. Неман, построены современные испытательные стенды в старом корпусе. Численность персонала увеличилась почти в четыре раза. В 1987—1988 годах в космос ежегодно выводилось по десять космических аппаратов с калининградскими двигателями (почти 8% от количества запусков в СССР).

В условиях экономического кризиса конца 1980-х — начала 1990-х годов, резкого сокращения государственных заказов, задержек заработной платы руководство ОКБ сумело сохранить костяк высокопрофессионального коллектива. Было налажено сотрудничество с Калининградским государственным университетом (ныне — БФУ им. И. Канта), на кафедре теплофизики началась подготовка студентов-физиков по профилю предприятия, специалисты «Факела» попробовали свои силы в качестве вузовских преподавателей. Успехом увенчался поиск иностранных заказчиков. В 1996 году Правительство Российской Федерации разрешило использовать разработки ОКБ на американских и западноевропейских космических аппаратах. В начале XXI века калининградский плазменный двигатель СПД-100 прошел успешные испытания на лунном спутнике Европейского космического агентства Smart-1.

В начале 2000-х годов на предприятии были проведены ремонт и модернизация подводных обитаемых аппаратов «Мир-1» и «Мир-2». Продолжалось производство двигательных установок для спутников системы ГЛОНАСС, геостационарных спутников связи и телевещания (типы «Ямал», «Экспресс»). С 2015 года предприятие участвовало в производстве спутников системы широкополосного интернета корпорации OneWeb.

Стационарный плазменный двигатель СПД-50М

Сегодня ОКБ «Факел» — уникальное предприятие с более чем 60-летней историей — является одним из лидеров в разработке электрических двигательных систем и термокаталитических двигательных установок. По открытым данным доля предприятия в мировом производстве двигателей для космических аппаратов составляет около 10%, имеющиеся мощности позволяют выпускать до 33 стационарных плазменных двигателей (СПД) в месяц. В ОКБ проводится модернизация оборудования, реализуются планы наращивания объемов производства.