Миф №6: Коммерческие интересы фармкомпаний вступают в конфликт с необходимостью тщательного контроля за ходом клинических исследований и получения достоверных научных данных.
Факт: Коммерческий интерес фармацевтической компании, разработавшей новый лекарственный препарат, состоит в том, чтобы зарегистрировать и успешно вывести этот препарат на рынки различных стран, окупить расходы на разработку и получить прибыль. Регистрация и вывод препарата на рынок возможны только после получения одобрения уполномоченных органов здравоохранения. В развитых странах при решении вопроса о регистрации нового препарата квалифицированные специалисты уполномоченных органов не только проверяют отчеты о проведенных клинических исследованиях, но и инспектируют клинические центры, чтобы оценить работу врачей, которые непосредственно проводили исследования (в том числе и работу врачей в других странах, если исследования были международными). Если при проверке выявляются несоответствия международным стандартам, результаты исследования не признаются, и препарат не может быть зарегистрирован. Компания при этом, безусловно, несет большие убытки. Если компания не вполне добросовестно изучила безопасность нового лекарства до его вывода на рынок и в ходе контроля широкого применения препарата выявлено, что он небезопасен для пациентов, то регистрация препарата будет отменена и он будет отозван с рынка. Последствия отзыва препарата весьма серьезны – это не только финансовые, но и репутационные потери. Если препарат зарегистрирован и при широком применении достаточно безопасен, но неэффективен, обеспечить его широкое применение в медицинской практике достаточно сложно. Препарат, не обладающий какими-либо преимуществами перед другими лекарствами, будет занимать достаточно скромное место на рынке и не принесет компании большой прибыли.
Для крупных международных фармацевтических компаний, основными рынками для которых являются развитые западные страны, выполнение всех этических и научных требований при проведении клинических исследований является необходимым условием коммерческого успеха.