История ИФМНиИТ началась в 1948 году, когда в составе Калининградского государственного педагогического института были образованы три факультета: исторический, литературный и физико-математический.

Первоначально физико-математический факультет размещался в «корпусе с совами», в здании довоенной постройки на улице Чернышевского.
Первый корпус физико-математического факультета - ул. Чернышевского, 56 ( фото 1950 г.)
Первый выпуск студентов очной формы физико-математического факультета КГПИ (1952 г.). Срок обучения первоначально составлял 4 года.
Первый выпуск студентов очной формы физико-математического факультета КГПИ
Район улицы Stagemann str. (Чернышевского) до 1940 г.
В читальном зале КГПИ (1960 г.)
Первомайская демонстрация КГПИ, 1965 г.
1 января 1967 году КГПИ был преобразован в Калининградский госуниверситет (КГУ).
Ректорат вуза и часть факультетов переехали в сначала в среднюю школу №32,
а затем — в здание на ул. Университетской, 2.
Физико-математический факультет остался в прежнем корпусе на ул. Чернышевоского.
В 1977 году физический и математический факультеты после образования новых кафедр получили статус самостоятельных структурных подразделений. Ускорилось формирование лабораторной научной базы.
Лаборатории двух факультетов пополнялись в основном за счет выполняемых научно-исследовательских работ.
Физико-математический факультет стал занимать ведущее положение в КГУ по объёму научных исследований.

В 1984 году физический и математический факультеты переместились в новый корпус на ул. А. Невского 14. Из-за большого объёма лабораторной техники переезд длился почти полгода.
Стратегия развития института заключается в развитии его как источника передового инновационного образования, центра актуальных научных исследований в региональном, национальном и мировом масштабах.

Институт осуществляет подготовку профессионалов, способных комплексно применять методы фундаментальной и прикладной физики, математики, инфокоммуникационных технологий, систем искусственного интеллекта в исследовательской, проектной, управленческой, конструкторской деятельности, обладающих фундаментальными знаниями и практическими навыками; конкурентоспособных на рынке труда, способных к эффективной работе на уровне мировых стандартов в сфере нанотехнологий, материаловедения, телекоммуникаций, энергетики, IT-технологий, Deep Learning, медицины и др.